Поиск потерянного дайвера в море.


НАЙДИТЕ МЕНЯ СКОРЕЕ

Алистер Волбанк
Перевод Леонида Турецкого
С разрешения журнала Diver (www.divernet.com)
Журнал "Нептун XXI век", №3, 2001 г. (www.neptun21.ru)


Обычно дайвера, оказавшегося в непростой ситуации, находят довольно быстро, в среднем за 30 минут.

Это происходит благодаря различным техническим средствам обнаружения.
Сейчас разработан и применяется целый арсенал индивидуальных средств обнаружения водолаза, и грех было бы не воспользоваться одним из них.

Даже если какие-то из них покажутся вам слишком дорогими, подумайте: жизнь дороже!
Сравнение эффективности средств обнаружения водолазов проводилось много раз.
Изучались различные параметры световых приборов, различаемость цветов, дальность обнаружения сигнальных ракет и тому подобное.

Вот что выяснилось в результате проведенных испытаний в шотландском заливе Скапа-Фроу.

 

ЛЮДИ

Сам водолаз в подводном снаряжении при хороших погодных условиях виден на поверхности моря с расстояния 250 - 700 м.

Чтобы водолаза заметили с дистанции 700 м, ему пришлось поднять руку вверх.

ЛОДКИ

Также была изучена способность находящегося в воде дайвера различать лодку.

В дневное время при высоте волны 0,5 - 0,75 м водолаз перестал различать надувную лодку, удалившуюся от него на 1300 м.

Однако лодку с жесткими краями он видел гораздо дальше (до 4400 м).

Таким образом, водолаз способен увидеть спасателей на лодке гораздо раньше, чем они заметят его.

ФЛАГИ

Из всех - лучше всего различим над поверхностью моря флаг желтого цвета.
Человек замечает его с расстояния до 3 км.
Желтый флаг достаточно хорошо виден даже при волнении моря.

Красный и оранжевый флаги различались на удалении до 1600 м.
Дальтоники эти флаги видят еще хуже.
Флаг "альфа" хорошо виден при любых погодных условиях.

Неудивительно, что видимость флага гораздо лучше, если его полотнище перпендикулярно зрительному лучу.

Еще лучше, если на вершине древка установлен мигающий фонарь.

НАДУВНЫЕ МЕШКИ, МАРКЕРЫ, БУИ

Предел видимости спасательного надувного мешка составляет 1200 м.
Из нескольких взятых образцов самой лучшей была красная "сосиска" фирмы A.P. Valves.

Декомпрессионные маркеры могут обеспечить увеличение дистанции обнаружения.
Лишь окрасьте их в желтый цвет.

Спаренные красные буи фирмы Polyform видны с дистанции до 1100 м, и их гораздо легче обнаружить, чем одиночный буй того же цвета и размера.
Связано это с тем, что прыгающие на волнах спаренные буи создают эффект семафора.

Рекомендуется использовать пару буев диаметром 40 см с расстоянием между ними 2 м.

СИГНАЛЬНЫЕ ОГНИ

Водолазный сигнальный огонь светит очень ярко и виден днем на расстоянии более 4 км, а ночью - до 9 км.

Но использование этих средств в некоторых странах было ограничено под предлогом, что их можно спутать с судовыми огнями.
Однако когда сигнальный огонь движется медленно или стоит на месте, его видно отовсюду.
Даже обладающий плохим зрением капитан на небольшом расстоянии вряд ли спутает его с судовыми огнями.

Поэтому мы очень рекомендуем водолазам пользоваться сигнальными огнями для обозначения своего местоположения.
При этом имейте хотя бы один запасной, потому что батареек водолазного фонаря может хватить ненадолго.

ВСПЫШКИ

Вспышки использовались только прикрепленными к верхушке флага.
Если держать вспышку на уровне плеч, то ее свет из-за волн виден недалеко.

В сумерках свет от вспышки виден на расстоянии до 4 км, но в среднем - на 2 км.

В условиях плохой освещенности всегда предпочтительнее мощная совершенная вспышка, но в сигнальных целях ее нужно поднять, как можно выше.

Мы бы рекомендовали брать две вспышки, если они понадобятся именно для целей сигнализации.

Любое электронное устройство - осветитель или вспышка - может быть полезно, если его закрепить на сигнальном буе.

ПИРОТЕХНИКА

С пиротехникой было проведено ограниченное количество опытов.

Оранжевый дым, выпускаемый человеком с поверхности моря в течение 20 секунд, висел в воздухе в течение 90 секунд.
Он был виден с дистанции 4 км.
Если дым выпускали с судна, то дистанция увеличивалась до 8,5 км.
Скорость ветра при этом была менее 5 м/сек.


Оранжевый дым наблюдали также с вертолета, при скорости ветра более 10 м/сек.
В этом случае шлейф дыма быстро рассеялся.

Белый дым, который днем был виден с 8,5 км, ночью видели еще лучше, по крайней мере с 9 км.

В пачке находится 10 сигнальных патронов, и, если их выпускать один за другим, будет создаваться непрерывный шлейф дыма, который наверняка заметят с судна или самолета.


Затем в Скапа-Флоу в экспериментах были задействованы две спасательные шлюпки и вертолет.

За два часа со спасательной шлюпки было обнаружены все сигналы в пределах выделенной акватории.
А некоторые - даже за ее пределами.

Желтый флаг обнаруживали с наибольшей дистанции, также как и в предыдущих исследованиях.

Вертолет облетел выделенную акваторию за один час и обнаружил 6 сигналов из 10. Поиск радиобуя с вертолета занял всего несколько минут. Его местоположение было определенно с помощью специального оборудования.


В результате экспериментов стало ясно, что способность обнаруживать различные сигналы бедствия сильно зависит от подготовленности наблюдателей.
С приобретением навыков они стали различать подаваемые сигналы значительно лучше.

Идеальным было бы иметь поисковое судно со специально обученной командой*, которое проводило бы поиски в паре с вертолетом и обменивалось с ним информацией.


Примечание переводчика:
*В 1989 г. в Японском море был потерян подводный обитаемый аппарат "Омар".
К вечеру, после 4 часов поиска, с судна-носителя "Одиссей" была замечена сигнальная ракета.
Судно пошло в направлении ракеты 10-узловым ходом, и через 50 минут наблюдатели увидели аппарат на поверхности моря.
Таким образом, дальность видимости ракеты с мостика судна (высота 10 м над поверхностью моря) составила около 15 км.